Иконы

Коневская (Голубицкая) икона Божией Матери

Чудеса и история

Коневская (Голубицкая) икона Божией Матери
История этой чудотворной иконы связана с Ладожским озером, островом Коневец, Коневским монастырем и преподобным старцем Арсением Коневским. Три года провел он на священной земле Афона, усваивая подлинные образцы монашеского подвига, на русскую землю вернулся в 1393 году с иконой Пресвятой Богородицы, которую назвали впоследствии Коневской или Голубицкой, ставшей покровительницей всей Ладоги.

Иконография

Поясное изображение Божией Матери. На левой руке Божией Матери сидящий Младенец. Образ Богоматери почти лишен движения: голова чуть повернута и склонена к Младенцу, правой рукой она указывает на Младенца Иисуса Христа, который смотрит в ту же сторону и держит в руках голубя (голубицу).

Празднование:10(23) июля.

Богословский смысл образа

В Финляндии, где в Ново-Валаамском монастыре сейчас и находится чудотворная икона, Коневская икона подверглась реставрации. Художник-реставратор, стремясь восстановить первоначальный вид образа, снял позднейшие слои краски. На обороте иконы был написан Нерукотворный Образ Спасителя. Эта икона называлась на Афоне Акафистной. После реставрации изменилась одна существенная деталь: были изображены два голубиных птенца а в раннем слое оригинала остался только один. Это делает необходимым уточнение принятой в прошлом веке богословской интерпретации исходного образа Афонского оригинала иконы.
Понимание Коневской иконы с двумя птенцами было основано на словах Евангелия: "А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных" (Лук.;2:22-24).
Эти слова Евангелия относятся к событию Сретения. В службе на Сретение можно найти объяснение смысла каждого из птенцов:

"Иже древним новорожденных горличищ супруг двоица же бяще птенцев
в них же место Божественный старец и целомудренная Анна пророчица.
от Девы рожденному и сыну Единородному Отцу, в церковь приносиму,
служат величающе."
(Песнь 9, Ирмос),

и еще:

"Иже на Херувимах носимый, и певаемый от Серафим,
днесь в Божественное святилище по закону приносим.
на старческих яко на престоле седит на руках;
и от Иосифа приемлет дары Боголепно,
яко супруг горлищ,
нескверную Церковь и от язык новоизбранныя люди;
голубина же два птенца,
яко Начальник Ветхого и Нового"
(Глас 8, святителя Андрея Критского).

Таким образом, Коневская икона, как само Сретение, символизирует преемственность Ветхого и Нового Заветов по Слову Спасителя: "Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить я пришел ,а исполнить" (Мат.;5:17). Более развернуто это можно объяснить так: будучи Сам Творцом Закона, Господь исполняет закон об очищении первенцев и Пречистой Своей Матери, подобно тому как во время Крещения Тот, Кто "будет крестить... Духом Святым и огнем", Сам принимает крещение водное, "ибо так надлежит нам исполнить всякую правду" (Мат.;3:11,15).
Если вслед за реставратором считать, что на Коневской иконе первоначально был изображен лишь один птенец, то этот факт, по-видимому вступает в противоречие с богословской интерпретацией образа как Сретенского. Но противоречие здесь только кажущееся. Надо учитывать, что икона - не иллюстрация того или иного сюжета, а средоточие символических смыслов, и законы достоверности тут иные.
В книге Левит объясняется, почему необходимы именно два птенца "И сказал Господь Моисею, говоря: Скажи сынам Израилевым: Если женщина зачнет и родит младенца мужеского пола... По окончании дней очищения своего... она должна принести однолетнего агнца во всесожжение и молодого голубя или горлицу в жертву за грех... Если же она не в состоянии принести агнца, то пусть возьмет двух горлиц или двух молодых голубей, одного во всесожжение, а другого в жертву за грех..." (Лев.;12:1-8).
Итак, первый агнец приносится во всесожжените взамен агнца, сам же агнец-замена первенца, через жертву возвращаемого Богу, давшему его (как жертвоприношения Авраама).
Первенец Богородицы - Сам Единородный Сын Божий. Значит первый птенец символически соотносится с Самим Христом.
Второй птенец приносится в жертву за грех, во очищение. В каком же грехе повинна Без Греха Рождшая, от чего Пречистой очищаться? Только от первородного греха. Но Сам Господь Иисус Христос принес себя в жертву за этот грех, следовательно второй птенец - так же символ Самого Спасителя, его Искупительной Жертвы.
Таким образом смысл изображения двух птенцов на иконе один и тот же - они указывают и символизируют Спасителя, - и поэтому их изображения на иконе сливаются воедино.
Другие детали иконы служат усилению основного смысла.Так веревочка, привязанная, к лапке птенца, и само его пребывание "в руке Господа" означает совершенное подчинение Сына воле Отца. Поворот головы Богомладенца в сторону Богоматери и Его взор, устремленный на жертвенного птенца, подчеркивает сосредоточенность Христа на Своем Крестном Служении.
Невозможно было бы стараться выявить все смыслы, содержащиеся в святом образе. Ведь всякая икона - это прежде всего - Тайна. Прислушаемся, поэтому, к замечательным словам святителя Дмитрия Ростовского (Четьи Минеи, 26 июня в конце): "Мы неизвестных нам вещей суетным любопытством не истязующе, и неведомых судеб Божиих не испытующе, куюждо пречестную Пречистыя Богоматере икону благочестно почитаем, с верою к ней припадаем, любезно и со страхом лобызаем, благоговейно покланяемся, взирающе на ею, яко на Самую истинную на небесах Сыну сцарствующую Богородицу; и славим рождшагося от Нея Христа Бога нашего, со Отцем и Святым Духом славимого, ныне и присно, и во веки веков, Аминь".

Молитва

О Всемилостивая Госпоже Дево Богородице! Вонми смиренному молению моему и сокрушенно ныне предстоящаго образу Твоему услыши глас. Вем бо, о Содетеля моего Мати, яко Ты предстательство христиан непостыдное и ходатайство ко Творцу непреложное. Вем и сие, яко беззакония моя превзыдоша главу мою и, яко бремя тяжкое, отяготеша на мне, и уже несмь достоин видети высоту Небесную, ниже воззрети ко Престолу славы Сына Твоего и Бога нашего, но достоин мук и вечнаго осуждения. Сего ради к Тебе (со Предстоящим купно) припадаю, Тя прошу умиленно, к Тебе со слезами взываю: сотвори к Нему Матернее Твое моление, да не отвержет нас, грешных, от лица Своего, но, яко Милостив, да простит нам согрешения наша вольная и невольная, на путь спасения наставляя нас и свыше силою укрепляя к творению заповедей Своих святых. Да сохранит нас от соблазнов мира, от вожделений греховных, от козней диавольских и от нападения видимых врагов. Да благословит дела рук наших, подавая обители сей и всякому граду и стране обилие благ земных, да сотворит нам дни благи и безмятежны, да оградит миром Церковь Свою Святую и разстоящая да соединит той, яко Благ Господь, Долготерпелив и Многомилостив, от всея твари со Отцем и Святым Духом славимый во веки веков, Аминь.

Тропарь

Коневская, глас 1:
Возсия нам, яко солнце светозарное от востока в велелепии,
Твоя, Владычице, икона,
озаряющи чудес сиянием преславно
всех, выну приходящих к ней с верою и любовию
и молящихся усердно Твоему, еже о Сыне Твоем и Бозе, величию.
Слава Богу, Арсением сию давшему нам,
слава возвратившему от Новаграда,
слава Действующему тою всем исцеления.